Фотография и психоанализ

Фотография иногда успешно используется в психоаналитической психотерапии, иллюстрацией чего может служить книга Л. Берман (Berman, 1993). Это отчасти связано с тем, что фотография предоставляет возможность исследования бессознательных процессов клиента:

Благодаря работе с фотографиями пациент может осознать те чувства, поведение и опыт, которые связаны с его прошлым и пережитыми им психическими травмами. Фотография также ценна тем, что стимулирует различные воспоминания. Рассматривая фотографии, пациент может вновь пережить те или иные события своего прошлого, забытые чувства и смутные ассоциации.

(Berman, 1993, р. 54)
Рассматривая ранний опыт клиента как источник его психологических проблем в настоящем, некоторые представители психоанализа придают большое значение фотографиям, связанным с прошлым клиента. В силу действия защитных механизмов исследование прошлого опыта, в особенности травматического, затруднительно. Фотография же позволяет исследовать прошлый опыт клиента, наиболее «мягким» для него образом обходя механизмы психологической защиты. Фотография также ценна тем, что затрагивает телесный опыт клиента и воссоздает пережитые им когда-то ощущения. Она задействует «визуальную память» клиента, преобладавшую у него в раннем детстве.
Ценность фотографии заключается в возможности более безопасной для клиента конфронтации с опытом пережитых в прошлом психотравмирующих событий, чем в условиях вербальной психотерапии, поскольку при восприятии фотографий он ощущает свою способность контролировать ситуацию. Большое значение при этом может иметь создаваемая в процессе аналитической психотерапии атмосфера безопасности и то, что клиент, в силу недирективного характера аналитического процесса, как правило, выступает в роли ведущего.

Связанные с прошлым вытесненные переживания клиента оживают отчасти благодаря психическому регрессу, происходящему по мере развития психотерапевтических отношений.

Если в распоряжении клиента имеется несколько или множество фотографий, создаются предпосылки для того, чтобы проследить по ним повторяемость событий и характерных для клиента моделей поведения, что в немалой степени способствует осознанию им патологических аспектов своего поведения и «первопричин» своих проблем.

Фотографии также способствуют установлению психотерапевтического раппорта и развитию психотерапевтических отношений. Через фотографии клиента психотерапевт имеет возможность понять его переживания в такой же степени, как через вербальный диалог с ним.

Использование фотографии в аналитической психотерапии тесно связано с проработкой. Так же, как и психотерапевтические отношения, проработка является важнейшим условием достижения психотерапевтических эффектов. Под проработкой в аналитической психотерапии имеется в виду постепенное «воссоздание» и переживание клиентом прошлых событий в их связи друг с другом, а также выражение им ранее подавленных, «заблокированных» чувств, что ведет его к инсайту. В процессе проработки клиент все в большей степени осознает и переоценивает прошлые события и их связь со своими текущими проблемами. При этом может происходить неоднократная конфронтация клиента с одними и теми же фотографиями в присутствии психотерапевта, что позволяет ему прийти к новому взгляду на историю своей жизни и лучше понять самого себя.

Психоанализ иногда считают психотерапевтическим подходом, основанным на вербальном контакте с клиентом и потому требующим от клиента умения описывать свой опыт словами. Обращение к фотографиям делает психоаналитический процесс более доступным для работы с теми, кто таким умением не обладает. Определенные моменты аналитической психотерапии могут предполагать молчаливый контакт между клиентом и психотерапевтом, когда последний находится рядом с клиентом и рассматривает его снимки:

Фотография позволяет клиенту раскрываться относительно щадящим для него образом, быть «услышанным», не говоря ни слова, поскольку за него «говорят» его фотографии… Благодаря обращению к фотографиям клиент может внутренне подготовиться к последующему рассказу.

(Berman, 1993, р. 61)
Определенный этап аналитического процесса может предполагать начало более активного вербального диалога клиента и психотерапевта. Психотерапевт при этом фасилитирует вербальное выражение клиентом чувств и ассоциаций. Он также формулирует гипотезы, объясняющие причины и механизмы воникновения имеющихся у клиента проблем и особенности его поведения. Психологическая корректность и обоснованность гипотез повышается, если у аналитика имеется по меньшей мере несколько фотографий, позволяющих увидеть повторяемость определенных поведенческих проявлений клиента. В противном случае велика вероятность проецирования психотерапевтом на фотоматериал клиента собственных чувств и проблем.

Разворачивающийся на основе фотографий диалог клиента и психотерапевта может допускать свободную «игру» с ассоциациями, фантазиями и метафорами. При этом психотерапевт может иногда задавать тон, озвучивая некоторые свои ассоциации и интерпретации фотографических образов. Ценность таких интервенций заключается в том, что они ведут к ослаблению сознательного контроля клиента над своими чувствами, его большей свободе и естественности в процессе психотерапевтического контакта, а также осознанию латентного содержания образов.

Работа с фантазиями и ассоциациями может включать такое «упражнение»: клиент представляет, что предшествовало изображенному на фотографии событию и что за ним последовало, о чем напоминает фотоснимок, с какими литературными произведениями, мифами или сказками он ассоциируется и т. д.

К фасилитирующим, способствующим самораскрытию клиента вмешательствам можно также отнести следующий вопрос: «Какая из принесенных вами фотографий для вас особенно важна или связана с теми проблемами, которые мы с вами решаем?»

Работающие с фотографиями клиентов психоаналитики большое значение придают выбору момента, когда клиенту может быть предложено принести свои снимки, а также тому, на какие явные или скрытые его мотивы психотерапевт может при этом ориентироваться. Некоторые аналитики предпочитают, чтобы клиент сам проявил инициативу и предложил принести из дома фотографии. Иногда также возможна мягкая стимуляция клиента. Л. Берман пишет:

Я считаю, что тема фотографий должна, насколько это возможно, сама собой вытекать из материала клиента… Если этого не происходит, следует подождать момента, когда станут очевидны признаки готовности клиента откликнуться на соответствующее предложение психотерапевта.

(Berman, 1993, р. 70)
Эти предложения также должны делаться весьма осторожно. Психотерапевт, например, может попросить клиента принести некоторые из своих детских фотографий, когда, вспоминая о детстве, он начнет описывать свою внешность, близких или определенное событие. Предложению принести фотографии может иногда предшествовать визуализация клиентом определенного материала. Готовность клиента к обсуждению образных представлений, в том числе, связанных с прошлым, является одним из индикаторов того, что можно обратиться к фотографиям.

Какие именно фотографии будут принесены на последующие сессии, определяет сам клиент. Психотерапевт, однако, должен внимательно проанализировать выбор клиента, поскольку фотографии, которым он отдал свое предпочтение, указывают на то, что для клиента наиболее важно. Фотография при этом является символическим выражением внутренних конфликтов и потребностей. Некоторые психоаналитики уже на первых встречах предлагают клиенту принести некоторые из своих фотографий.

Помимо работы с готовыми фотографиями, которые клиент приносит из дома, в аналитически-ориентированной фототерапии может использоваться создание новых снимков. Такая практика обычно называется «активной фототерапией». Допускается также использование фотографий, созданных психотерапевтом, которые выступают как своеобразный стимульный материал, позволяющий изучать проекции клиента и через них выходить на его внутренние конфликты и потребности.

Копытин Александр «Руководство по фототерапии»

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

* Copy This Password *

* Type Or Paste Password Here *

119 Spam Comments Blocked so far by Spam Free Wordpress

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>